В начале Первой эры центральной частью Тамриэля правила раса высших эльфов или, как они себя называли, айлейдов, переселившихся в Киродиил с острова Саммерсет. Первое время они находились в подчинении короля Алинора, но вскоре между островом и центром Тамриэля возникло новое королевство - Валенвуд, с помощью которого айлейды через некоторое время освободились от власти короля Алинора. В Киродииле эльфы осели надолго и правили еще до начала письменной истории.

Айлейды были очень гордым народом, отрицавшим общение с другими расами, из-за чего получили название «дикие эльфы». Жили они племенами, и между ними часто возникали войны (вот еще одно доказательство в пользу дикости айлейдов). Каждое айлейдское племя имело своего короля и подвластную ему территорию, но было в определенной степени зависимо от верховного короля. Говорили они на разновидности старого киродиильского языка, из-за чего многие айлейдские произведения трудно переводимы.
Источником силы айлейдов было поклонение темным лордам даэдра, с помощью которых они призывали даэдрических монстров и духов мертвых.

В Позднюю Эльфийскую эру в Тамриэль прибыли нордлинги. Они расселились по всему северу Тамриэля, но вынуждены были жить в мире с айлейдами, которых было значительно больше в Тамриэле. Вскоре эльфы ни с того, ни с сего напали на людей. Используя армии магических существ, не знавших, что такое страх и жалость, они сражались с нордлингами, которым вначале помогал Шезарр. Но как только он исчез (возможно, чтобы помочь людям в другом месте), айлейды быстро поработили человеческий род. Со всего Нибена порабощенные сгонялись в Сард, ныне известный как Сардавар Лид - именно в этом месте родилась Ал-Эш, более известная как Святая Алессия. Кстати, недавно я проходил мимо руин и решил ради интереса обследовать их – ничего, кроме дремор и душ усопших, не нашел. Хотя на что я мог рассчитывать, если за все время, что поселение пустовало, в нем побывали тысячи мародеров и исследователей?

В Сарде не было свободы ни в чем, даже в сохранении семьи и выборе имени. Условия содержания тоже были ужасными – люди спали на холодном полу, месяцами не мылись, не доедали... Людей заставляли корчевать камни и осушать поля, держать в порядке часовни и дороги. Айлейды издевались над ними: люди становились объектами пыток для удовлетворения зверских желаний своих хозяев, использовались в качестве скульптур из плоти, которые были популярны у диких эльфов. Еще хуже обстояли дела в царстве Огненного короля Хадхула, где производились снадобья путем введения дэйдронов в живые организмы, позволявшие зреть новые образы пыток. По выходным ночью на специальных аренах устраивались различные забавы, одной из которых было поджигание детей и выпускание их на арену с тиграми.

Меч и магия

Стихией айлейдов была магия, поэтому почти каждый представитель диких эльфов был искусным магом. Они создали то, что позднее стало называться школой изменения. Но, несмотря на обширные знания в области магии, айлейды не боялись ближнего боя и активно искали способы создания хорошего оружия и эффективной защиты от повреждений в ближнем бою. Результатом этих поисков является создание эльфийского оружия и доспехов, которые использовали все айлейдские бойцы. Простые воины, не имеющие никаких знаков отличия, пользовались стандартными вариантами эльфийской экипировки. Отличившиеся же вознаграждались зачарованными доспехами и оружием, которыми гордились и дорожили. Как и все представители эльфийского рода, айлейды имели хрупкое строение тела, но были очень ловкими. Поэтому, чтобы проворность воина, облаченного в доспехи, не падала, кузнецы создали доспехи, в основе которых используется кольчуга с прикрепленными на нее легкими, но прочными защитными пластинами. В результате доспехи практически не стесняют движения бойца, но при этом обладают хорошими защитными свойствами и легким весом. Для того, чтобы айлейдские воины выходили из ближнего боя победителями, были созданы различные виды эльфийского оружия. Различаются они по весу, по скорости нанесения ударов и по типу повреждений (дробящие и режущие), но все стандартное оружие обладает одним существенным недостатком – оно не наносит вред духам мертвых.

В своих путешествиях я иногда встречаю воинов, облаченных в эльфийские доспехи, которые верят, что носят настоящие айлейдские реликвии. Но это не так. Эти доспехи всего лишь копии (пускай и дорогие), сделанные некогда с подлинника. Но все же путешественники все еще находят различные части настоящих эльфийских доспехов в руинах некогда величественных айлейдских городов.

Артефакты

Айлейды полагали, что Нирн создан из четырех основных элементов: земли, воды, воздуха и света. Изо всех видов света звездный свет они считали тончайшей его формой, т.к. именно звезды связывали айлейдов с миром Эфириус, источником всей магической силы. Иногда на земле можно найти его частицы, известные людям под названием "метеор". Наиболее часто встречающиеся состоят из метеоритного железа - металла, который высоко ценится у кузнецов и магов за магические свойства, именно из него создавались эльфийские доспехи и оружие для отличившихся айлейдских воинов.

Также метеоритное железо является главным компонентом для айлейдских колодцев, древних магических артефактов, найти которые можно по всему Киродиилу. Закономерность их расположения остается загадкой, но ученые полагают, что колодцы стоят на пересечении древних магических потоков, тем самым они неведомым способом черпают магическую силу из звездного света. Естественно, колодцы не просто так стоят, с их помощью любое разумное существо может восстановить свой запас магических сил. Для этого не нужно обладать сверхъестественными знаниями или проводить сложные ритуалы. После истощения колодец восстанавливается только в полночь.

Другой, менее распространенный вид частиц Эфириуса носит название "метеоритное стекло", из которого изготавливались велкиндские камни и камни варлы.
Велкиндские камни – это резные поделки из зачарованного метеоритного стекла, выполняющие функцию накопителей магической энергии. Нашедший камень может быстро восстановить свои запасы магии, при этом артефакт рассыплется. Способ, которым заряжались камни, утерян вместе с айлейдами. Кстати, совсем недавно в одной из таверн Киродиила я встретился с альтмером Летнилианом, который поведал мне, что велкиндские камни могут расти вне айлейдских поселений. Я, конечно, не поверил, но решил проверить его слова. Для этого мною был совершен поход в пещеру Ежевичная поляна, в конце которой я увидел их – велкиндские камни природного происхождения!

Также науке известен большой вид велкиндских камней, известный под названием "великий велкиндский камень". Ученые полагают, что великие велкиндские камни стояли в центре каждого айлейдского города. Они служили источником магических сил всего поселения. Не исключено, что великие велкиндские камни каким-то образом были связаны с маленькими, восстанавливая их силы. В данный момент найти этот артефакт не представляется возможным, т.к. он украден из всех известных руин.

Камни варлы очень могущественные артефакты, позволяющие полностью перезарядить любой зачарованный предмет, но при этом камень рассыплется и способов его восстановления не будет. Из-за их высочайшей ценности и полезности они также редко встречаются, но поскольку они довольно таки малы, упорные исследователи до сих пор находят их в айлейдских развалинах.

Иногда в разрушенных руинах айлейдских поселений можно отыскать айлейдские статуэтки, которые высоко ценятся коллекционерами древностей. Одним из таких коллекционеров является Умбакано, живущий в районе Талос-Плаза Имперского города.

Падение Империи айлейдов

В 242 году Первой эры, с благословения Аэдра, под предводительством королевы рабов Алессии, полубога Морихауса и знаменитого Пелинала Вайтстрейка люди восстали против айлейдов. Одной из самых ранних зафиксированных дат является падение Башни Белого Золота в 243 году Первой эры. Это событие принято считать концом правления айлейдов и началом длительного упадка.
В первые два столетия зародилась и усилилась вражда между великими айлейдскими лордами Киродиила, благодаря чему Алессия смогла захватить преимущество во время гражданской войны, что позволило начать ей свое восхождение. Но все же имперские историки большую часть ее побед приписывают удачному вторжению из Скайрима.

Некоторые айлейдские принцы правили разными частями Киродиила и после 263 года в качестве вассалов Святой Алессии. Раскопки на местах некоторых айлейдских поселений показали, что развитие их культуры продолжалось на протяжении всего позднеайлейдского периода (243-498 годы Первой эры). Возмущение правлением айлейдов в Империи послужило одной из причин создания Алессийского Ордена, основателем которого был Марук. В 361 году алессианцы, захватив власть во всей Империи, навязали беспрекословное исполнение алессианских доктрин во всех владениях. Таким образом, власть айлейдов была упразднена. После этих событий большая часть диких эльфов покинула Киродиил и со временем смешалась с эльфами Валенвуда и Высокой скалы.
Но все же некоторые айлейды продолжали жить в Империи, один из них даже преподавал в Университете Гвилима. Звали его Тьюрхан Фирр (2700 год Первой эры-227 год Второй эры). В опубликованной им работе по диким эльфам описывается живая и полная сил айлейдская культура. Также существует упоминание о последнем айлейдском короле. Он участвовал в битве при Болотах Генумбрии, в которой Диренни полностью разбили алессийцев в 482 году. Последние исследования ученых показывают, что последним известным королем айлейдов был правитель города Неналата, который управлял восточным Киродиилом и был погребен именно в этом городе.